Оформите заказ в течение
:
и получите скидку 10%!

Ваш город

г. Москва

ул. Перерва,1 (наш партнер)

Пн-Пт с 9.00-18.00
Сб с 9.00-15.00, Вс - выходной

+7(499) 112-48-73

1
2
3
4
?

"Спецпредложения" - в выдаче будут только товары с скидками: "Акция", "Распродажа", "Ликвидация".
"Только в наличии" - все товары, которые в наличии на складе.

Как проверить работоспособность стартера

Как проверить стартер своими руками: лучшие способы

16-07-2019 / Статьи

Как проверить стартер своими руками: лучшие способы

Каждому автовладельцу полезно знать, как проверить стартер своими руками. Существует много методов, позволяющих убедиться в исправности устройства (на автомобиле, путем снятия, с помощью мультиметра, контрольной лампы и т. д.). Но для начала нужно убедиться в существовании проблемы и выявить неисправность. Ниже рассмотрим, какие поломки стартера существуют, и как их правильно устранить своими руками.

Признаки и причины неисправности стартера

Важность стартера трудно переоценить, ведь сегодня этот узел применяется на всех автомобилях. Создателем устройства считается Ч. Каттеринг, разработавший уникальный механизм в 1912 году. Сначала изделие играло роль генератора, но впоследствии использовалось по прямому назначению. Более чем за 100 лет конструкция стартера усовершенствовалась, он стал более надежным и простым. Несмотря на это, элементы устройства время от времени выходит из строя.

Выделим главные признаки и причины неисправности стартера:

  1. Двигатель авто время от времени прокручивается, но электрический моторчик вращается при каждом пуске. В момент пропуска появляется скрежет или треск. Причиной может быть поломка вилки, демпферной пружины или шестерни. Для проверки механизма необходимо снять его, а после провести диагностику.
  2. Нормальное вращение без прокручивания коленвала (без скрежета, треска или иных посторонних звуков). Подобный симптом свидетельствует о поломке вилки (ее нужно демонтировать и сделать замену). Стоимость изделия составляет около 1000 р., а замену легко сделать своими руками.
  3. Двигатель запускается, но после пуска слышен странный металлический звук. В такой ситуации нужно срочно заглушить мотор. Вероятные причины поломки — зависание втягивающего реле, клин шестеренки или вилки. Для точного определения неисправности придется снять стартер.
  4. ДВС периодически заводится, но иногда запустить его не удается. Нужно постучать чем-то тяжелым по кожуху механизма. Если мотор завелся, проблема в щетках и их износе.
  5. Втягивающее реле клацает, но стартер не прокручивает мотор. Вероятная причина — разрядка АКБ. Напряжения на клеммах достаточно для работы втягивающего реле, но дальше ничего не происходит, ведь электромотор не получает необходимого питания. Если проверка показывает нормальный уровень U, высок риск подгорание пятаков. Во многих авто в цепочку стартера вставляется вставка плавкая на 800 Ампер. Необходимо проверить ее целостность, а также наличие 12 В на момент пуска.
  6. Стартерный механизм прокручивается медленно, но проверка АКБ показывает полный заряд. Вероятная проблема — износ втулок, появление грязи в электрическом моторчике.
  7. Запах горелого в момент пуска. Такая неисправность говорит о подпаливании обмотки реле втягивания (иногда якорной обмотки). При подобной поломке возможен нагрев проводов, которые идут к стартеру.
  8. При повороте ключа зажигания механизм втягивающее реле работает, но вращения стартерного механизма нет. В таком случае нежно оценить состояние электрической проводки авто, правильность работы ЭБУ и остальной электроники машины.

С учетом сказанного можно выделить главные неисправности реле — поломка втягивающего реле, износ графитовых щеток или подшипников механизма.

Снятие стартера для проверки на факт неисправности

Большая часть проверок проводится на демонтированном механизме, ведь он находится в неудобном месте и не позволяет автовладельцу проводить измерения. Для разных моделей принцип снятия устройства различается, но общий алгоритм имеет такой вид:

  • убедитесь в отключенном зажигании;
  • отбросьте «минус» с АКБ;
  • снимите «плюс» с источника питания;
  • отсоедините провода с аккумулятора;
  • выкрутите крепежные винты (число может меняться);
  • демонтируйте некоторые узлы, если они мешают достать устройство.

При возникновении трудностей лучше использовать инструкцию, которую приводит производитель. Для удобства демонтаж проводится с нижней стороны, а после снятия можно приступать к работе.

Как проверить стартер от аккумулятора

Для начала важно определить поломку. Для этого проверяем стартер и убеждаемся в его работоспособности или выходе из строя. Ниже рассмотрим основные проверки.

Чтобы проверить работу на факт выдвижения и вращения шестеренки используем питание АКБ. Подключаем «минус» стартера к корпусу, а «плюс» к контакту включения. Если узел исправен, бендикс без проблем выходит с последующей прокруткой шестеренки. Это общая проверка, но при желании можно проверить каждый из элементов.

Бендикс

Для проверки бендикса действуем следующем образом:

  • фиксируем кожух обгонной муфты (при использовании тисков нужно проложить что-то мягкое);
  • крутим влево и вправо (вращение в одну сторону должно быть свободным).

Если устройство легко прокручивается в обе стороны, обгонная муфта неисправна. Одна из причин — повреждение зубцов и неспособность бендикса войти в зацепление. Проблемы с шестеренкой легко увидеть путем простого осмотра, а вот залегание определяется при условии разборки и чистки от загрязнений.

Обмотка

Для контроля целостности обмотки применяется лампа на 220 Вольт или дефектоскоп. Принцип такой:

  • покупаем лампочку мощностью до 100 Вт;
  • соединяем ее последовательно с обмоткой и стартерным кожухом;
  • один провод «садим» на корпус, а второй на «плюс».

Если лампочка горит, это свидетельствует о пробое. При отсутствии лампы можно использовать омметр и измерить сопротивление (оптимальный уровень 9-11 кОм). Роторная обмотка проверяется по такому же принципу. Подаем 220 В на лампу. Далее один вывод садим на коллектор, а вторым касаемся к сердечнику. Если лампа горит, придется менять ротор или перемотать обмотку.

Втягивающее реле

Выше мы рассмотрели, как проверить стартер от аккумулятора. В случае с втягивающим реле работает похожий принцип. Для проверки подводим к нему «плюс» источника постоянного тока, а «минус» — к корпусу. Если устройство работает, происходит выдвижение бендикса с характерным щелкающим звуком. Если шестеренка не выдвигается, причин может быть несколько — клин якоря, подгорание контактов, повреждение любой из обмоток.

Щетки

Проверка щеток проходит двумя путями:

  1. С применением лампы на 12 В. Подключаем один провод к держателю щетки, в второй — к кожуху. Если контрольная лампа горит, это говорит о пробое. Следовательно, щетки придется менять.
  2. Мультиметр. Чтобы проверить стартер на работоспособность (точнее, его элемент), нужно разобрать узел и измерить число Ом между главной пластинкой и держателем. В идеале этот параметр должен стремиться к максимальному числу Ом.

При снятии щеток осматриваем остальные детали, уделяя внимание втулкам, обмотке и другим элементам. При выявлении выработки ток может подсаживаться, из-за чего мотор работает плохо или на срабатывает вовсе. Если целостность коллектора нарушена, со временем он повреждает и щетки. В случае повреждения втулок появляется перекос якоря, и имеет место неравномерный износ. Как результат, возрастает риск замыкания между витками.

Якорь

Для контроля исправности якоря необходимо напряжение 12 Вольт с АКБ. Питание подается сразу к стартеру. Если устройство срабатывает, можно говорить о его исправности. В случае отказа в работе имеет место проблема со щетками или самим устройством. Для понимания причин нужно разобрать узел и проверить каждый элемент с помощью мультиметра.

К главным неисправностям якоря относится пробой в обмотке, КЗ между витками или отпаивание выводов. Для проверки используется мультиметр, ППЯ или обычный осмотр соответственно. КЗ легко определить визуально по ряду симптомов — появление металлической стружки и сгорание ламелей. Если ничего не предпринимать возможны более серьезные последствия — повреждение щеток и неисправность стартера. Глубина между проточками должна составлять от 0,5 мм и ниже.

Как проверить стартер на работоспособность мультиметром

Простейший способ проверки исправности стартерного механизма — использование лампочки или дефектоскопа. Но этих компонентов часто нет под рукой, поэтому можно взять мультиметр. Прибор используется для проверки обмотки и щеток на КЗ. Алгоритм такой:

  • устанавливаем режим измерения сопротивления;
  • проверяем число Ом между пластинкой и щетками/сердечником;
  • смотрим сопротивление между корпусом и обмоткой;
  • измеряем R между выводом отключения и болтом шунта (1-1,5 Ом);
  • проверяем сопротивление между контактом подключения и кожухом реле (2-2,5 Ом).

Во всех случаях (кроме последних двух) сопротивление минимально. В остальных (кроме измерения Ом обмоток) мультиметр не «звонит». При проверке обмоток они будут звониться (кроме случаев обрыва).

Похожие новости